В соответствии с планом основных работ Республиканской службы по тарифам на II квартал 2006 года 21 - 27 июня 2006 г. в присутствии главного бухгалтера ОАО «Чувашметалл» Савельевой Д.Н. и начальника планового отдела «Чувашметалл» Некрасовой Л.В. проведена проверка соблюдения государственной дисциплины цен на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ОАО «Чувашметалл».
Местонахождение ОАО «Чувашметалл»:
- юридический адрес: г.Чебоксары, пос.Новые Лапсары, Лапсарский проезд, 37;
- фактический адрес: тот же
Цель проверки – правильность формирования и применения регулируемых государством тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии с указанным постановлением принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 г. № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», согласно которому государственное регулирование тарифов на названные услуги осуществляется Республиканской службой по тарифам.
Во исполнение федерального и республиканского законодательства постановлением Республиканской службы по тарифам от 29 ноября 2004 г. № 8/п «О предельном уровне рентабельности тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях» (зарегистрированным в Минюсте Чувашии 10 декабря 2004 г., регистрационный № 87, текст постановления опубликован в газете "Вести Чувашии" от 17 декабря 2004 г. N 64-66 (712), постановление вступило в силу с 28 декабря 2004 г.), установлен предельный плановый уровень рентабельности при формировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, в размере 15 процентов к себестоимости.
Тарифы на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, хозяйствующие субъекты должны были формировать и утверждать самостоятельно. При расчете тарифов должен применяться метод экономически обоснованных расходов, сформированных в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации, при этом плановый уровень рентабельности в тарифах не должен быть выше 15%.
В ходе проверки калькуляций, бухгалтерских и других документов по формированию и применению тарифов на названные услуги за период 2005 - 2006 г.г., представленных ОАО «Чувашметалл», установлено следующее.
ОАО «Чувашметалл» имеет договор № 4/340 с Горьковской железной дорогой на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования сроком действия с 30 сентября 2003 г. по 30 сентября 2008 г.
Также заключены договора на эксплуатацию железнодорожного пути с шестью заказчиками.
Подъездной путь состоит на балансе предприятия, обслуживается локомотивом станции Чебоксары. Собственного подвижного состава предприятие не имеет.
Были представлены приказы об учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения на 2005 год и на 2006 год. Учетной политикой не предусмотрено ведение раздельного учета расходов и доходов по оказанию услуг на подъездных железнодорожных путях и другим видам деятельности.
В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов по организации.
Согласно представленному плану счетов, ОАО «Чувашметалл», как торговая организация, все расходы, связанные с основной деятельностью, учитывает на счете 44.1 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность».
За проверяемый период тарифы на услуги на подъездных железнодорожных путях пересматривались дважды: с 1 января 2005 г. и с 1 января 2006 г.
Плановые калькуляции тарифов, утвержденные генеральным директором предприятия, имеются.
Расчет тарифа ведется следующим образом.
Рассчитываются все затраты на содержание и эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, затем производится расчет тарифа на 1 м. Плата каждому заказчику определяется исходя из тарифа на 1 м и протяженности пути, которым пользуется заказчик.
С 1 января 2005 г. тариф на 1 м составлял 72,13 руб. (с НДС), с 1 января 2006 г. – 190,85 руб./ м (с НДС).
Рост тарифа в 2006 г. по сравнению с 2005 г. более чем в 2,6 раза объясняется ростом затрат по статье «Содержание и текущий ремонт» - в 4,9 раза.
На предприятии была проведена инспекторская проверка Приволжского управления государственного железнодорожного надзора. По итогам проверки ОАО «Чувашметалл» предписано устранить выявленные нарушения и выполнить ряд обязательных мероприятий по ремонту пути.
На основании предписания был заключен договор с ООО «Желдорремтехника», составлена смета на ремонт ж/д подъездного пути ОАО «Чувашметалл» на сумму 500,43 тыс.руб. (без НДС).
По представленным калькуляциям и подтверждающим бухгалтерским документам проверена правильность формирования тарифов, т.е. экономическая обоснованность затрат, включенных в тарифы.
При проверке обоснованности затрат, включенных в калькуляцию расходов на содержание и эксплуатацию железнодорожного пути на 2005 год, по статьям «Амортизация», «Заработная плата», «Отчисления», «Затраты на содержание трактора», «Электроэнергия», «Снегоуборочные работы», «Содержание и текущий ремонт ж/д путей» необоснованных затрат не установлено.
При этом следует отметить, что в себестоимость включены общехозяйственные расходы (5% от себестоимости), но в бухгалтерском учете предприятия нет счета 26 «Общехозяйственные расходы», и учетной политикой не предусмотрено распределение общехозяйственных расходов. Размер общехозяйственных расходов определен в размере 15% от общих затрат без учета затрат на содержание и текущий ремонт ж/д путей.
Ввиду отсутствия раздельного учета затрат на различные вид деятельности проверить обоснованность отнесения на себестоимость услуги на подъездных железнодорожных путях общехозяйственных расходов не представляется возможным.
При проверке обоснованности затрат, включенных в калькуляцию расходов на содержание и эксплуатацию железнодорожного пути на 2006 год, необоснованных затрат не установлено.
Следует отметить, что также как и в калькуляцию на 2005 год при расчете тарифа на 2006 год также включены общехозяйственные расходы (3,1% себестоимости).
Проверкой правильности формирования тарифов установлено, что при расчете применена рентабельность в размере 30 процентов вместо установленного постановлением Республиканской службы по тарифам от 29 ноября 2004 г. № 8/п «О предельном уровне рентабельности тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях» (зарегистрированным в Минюсте Чувашии 10 декабря 2004 г., регистрационный № 87, текст постановления опубликован в газете "Вести Чувашии" от 17 декабря 2004 г. N 64-66 (712), постановление вступило в силу с 28 декабря 2004 г.) предельного планового уровня рентабельности в размере 15 процентов к себестоимости.
В результате завышения установленного предельного уровня рентабельности потребителям услуг излишне предъявлена к оплате в 2005 году сумма в размере 42,5 тыс.руб., в 2006 году – 28,08 тыс.руб., всего – 70,5 тыс.руб. (семьдесят тысяч пятьсот руб.).
Выводы по итогам проверки:
1. Проверка показала, что на предприятии не ведется раздельный учет расходов и доходов по оказанию услуг на подъездных железнодорожных путях и другим видам деятельности, что необходимо для получения полной и достоверной информации о себестоимости регулируемых видов услуг.
2. Плановые калькуляции тарифов на содержание и эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, утвержденные генеральным директором предприятия, имеются.
3. При проверке обоснованности затрат, включенных в калькуляцию расходов на содержание и эксплуатацию железнодорожного пути на 2005 год и на 2006 год, необоснованных затрат не установлено.
4. При расчете тарифов предприятием применена рентабельность в размере 30 процентов вместо установленного постановлением Республиканской службы по тарифам от 29 ноября 2004 г. № 8/п «О предельном уровне рентабельности тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях» (зарегистрированным в Минюсте Чувашии 10 декабря 2004 г., регистрационный № 87, текст постановления опубликован в газете "Вести Чувашии" от 17 декабря 2004 г. N 64-66 (712), постановление вступило в силу с 28 декабря 2004 г.) предельного планового уровня рентабельности в размере 15 процентов к себестоимости.
В результате завышения установленного предельного уровня рентабельности потребителям услуг излишне предъявлена к оплате в 2005 году сумма в размере 42,5 тыс.руб., в 2006 году – 28,08 тыс.руб., всего – 70,52 тыс.руб. (семьдесят тысяч пятьсот руб.).
По результатам проверки за нарушение установленного порядка ценообразования на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта, выраженного в завышении регулируемых государством цен (тарифов), что является административным правонарушением в соответствии со статьей 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ на ОАО «Чувашметалл» составлен протокол об административном правонарушении № 7 от 28 июня 2006 г.
По итогам проверки рекомендовано:
- в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изменениями от 8 июля 1995 г., 8 апреля 2003 г.) произвести перерасчет с потребителями;
- информацию о проведенном перерасчете с каждым потребителем представить в Республиканскую службу по тарифам в месячный срок;
- вести раздельный учет расходов и доходов по регулируемому виду деятельности (услуги на подъездных железнодорожных путях) и прочим видам деятельности;
- представлять в Республиканскую службу по тарифам для установления тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, расчетные и другие материалы;
- не допускать впредь нарушения порядка ценообразования регулируемых государством цен (тарифов).