15 октября 2016 года под председательством Главы Чувашии Михаила Игнатьева состоялось совещание в режиме видеоконференции с членами Правительства, главами администраций муниципальных районов и городских округов республики, в котором приняла участие вр.и.о. руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Марина Кадилова. Марина Витальевна выступила с докладом о передаче прав пользования в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по договорам аренды и концессионным соглашениям. Проинформировала о последствиях незаключения договоров в рамках тарифной кампании на 2017 год.
Как пояснила вр.и.о. руководителя Госслужбы Марина Кадилова согласно утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации правилам регулирования тарифов организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, к заявлению об установлении тарифов должны прилагать копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
При этом для объектов централизованных систем теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, федеральным законодательством установлены свои особенности передачи прав владения и (или) пользования:
- в случае, если срок от даты ввода в эксплуатацию объекта до даты опубликования извещения о проведении конкурса превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию объекта не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами осуществляется только по концессионным соглашениям;
- договор аренды указанных объектов заключается по результатам проведения конкурса на право заключения такого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на условиях, предусмотренных конкурсной документацией.
Договоры аренды, заключенные с нарушением данных требований, являются ничтожными.
Необходимые для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, представляет на основании заявления о подготовке конкурсной документации Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам. Госслужба также осуществляет согласование метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования тарифов для включения в конкурсную документацию.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики утверждает плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, для формирования конкурсной документации администрации муниципальных образований в обязательном порядке должны обратиться с заявлением о подготовке конкурсной документации в Госслужбу и утвердить в Минстрое Чувашии плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем.
Марина Витальевна обратила особое внимание глав муниципальных районов и городских округов на то, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии действия органа местного самоуправления по заключению договоров аренды при необходимости заключения в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении концессионного соглашения расценивается как нарушение ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и являются основанием для вынесения предупреждения о принятии мер по возврату имущества в муниципальную казну. Также согласно позиции Чувашского УФАС России, в случае заключения договоров с нарушением действующего законодательства и предоставления его в тарифное дело, установление тарифа также признается недействительным.
Также вр.и.о. руководителя Госслужбы отметила, что в сфере электроснабжения постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее – ТСО), к которым в частности относится владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования объектами электросетевого хозяйства.
Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО.
«Результаты предварительного анализа в рамках тарифной кампании на 2017 год свидетельствуют о том, что ввиду отсутствия на данный момент государственной регистрации прав собственности, хозяйственного ведения на объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности, ряд ТСО не соответствуют критериям, что делает невозможным установление (пересмотр), а также продолжение действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии. Договоры по предоставлению имущества во временное пользование, заключенные с нарушением вышеуказанных положений, не будут приниматься Госслужбой. Это повлечет за собой невозможность установления тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и передачи электроэнергии»,- резюмировала выступающая.
Далее вр.и.о. руководителя Госслужбы М. Кадилова выступила по вопросу об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации в части организации перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики и муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам и сообщила, что в полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики входит государственное регулирование тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики, а в функции Госслужбы – разработка предложений для Кабинета Министров Чувашской Республики по установлению названных тарифов.
В настоящее время в Чувашской Республике действуют тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2015 г. № 44 (далее – Постановление № 44).
В соответствии с компетенцией Госслужбой подготовлен проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2015 г. № 44», которым вносятся изменения в Постановление № 44 в части признания утратившими силу тарифов на перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении (включая стоимость месячных проездных билетов).
В этой связи главам муниципальных образований и городских округов было рекомендовано провести анализ сети муниципальных автобусных маршрутов, определить для действующих муниципальных автобусных маршрутов вид регулярных перевозок (по регулируемым/нерегулируемым тарифам), при необходимости проведения оптимизации маршрутной сети муниципальных автобусных маршрутов (отмены маршрута либо изменения вида перевозок) утвердить документ планирования, а также провести конкурсные процедуры по определению исполнителя для осуществления перевозок по регулируемым тарифам.
В ходе совещания были рассмотрены и другие вопросы.