21 июля 2014 года
О предварительных итогах размещения государственного заказа
в первом полугодии 2014 года
Егорова Альбина Егоровна -
руководитель Государственной службы
Чувашской Республики по конкурентной
политике и тарифам
В течение первого полугодия 2014 года Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам размещение заказов осуществлялось для 266 государственных заказчиков, для которых проведено 2372 процедур закупок на поставки продукции для государственных нужд Чувашской Республики.
По сравнению с аналогичным периодом 2013 годом количество проведенных торгов увеличилось почти в 2 раза, по сравнению с 2011 годом рост количества торгов составил 2,5 раза.
От общего количества проведенных закупок 96% заказов размещено путем проведения электронных аукционов (2275 электронных торгов); 4% заказов размещено путем проведения открытых конкурсов (97 открытых конкурса).
Также в целях повышения эффективности размещения заказов и консолидации заказов проведено 135 совместных торгов, что позволило обеспечить экономию бюджетных средств (в размере 15,4% от начальной цены контрактов) за счет увеличения объема заказов.
Основную долю в общем количестве проведенных торгов занимают заказы на поставки лекарственных препаратов и медоборудования для Минздравсоцразвития Чувашии и подведомственных ему лечебных учреждений республики (82,1% от общего количества торгов), далее – заказы Госслужбы занятости Чувашии (5,6% заказы на оказание услуг по обучению безработных граждан),заказы Минприроды Чувашии (2%).
В целом объем размещенного заказа составил 3 234,5млн. руб. (96,8% от объема размещенного заказа за аналогичный период 2013 года), из них 1 140,0 млн. руб. - объем повторно размещенных заказов в связи с признанием закупок несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в торгах. Объем закупок, которые привели к заключению контрактов, составляет 2 094,5 млн.руб.
Экономия бюджетных средств по результатам состоявшихся закупок составила 218,13 млн. руб. или 13,6% от начальной цены контрактов. Бюджетные средства, сэкономленные в результате проведения закупок, направлены заказчиками на дополнительное материально-техническое оснащение учреждений и выполнение ремонтных работ.
В торгах участвовало более 7,0 тысяч организаций различных форм собственности и предпринимателей, заявки которых рассмотрены на соответствие требованиям законодательства. По сравнению с 2013 годом количество участников закупок увеличилось в 1,5 раза.
В начале года между Кабинетом Министров Чувашской Республики и администрациями муниципальных районов (городских округов) заключено Соглашение о передаче осуществления части полномочий в сфере закупок по особо крупным социально значимым заказам для муниципальных нужд. В рамках данного Соглашения ведется работа с муниципальными заказчиками.
В контролирующих органах рассмотрена 31 жалоба на действия заказчиков и уполномоченного органа, из них 28 жалоб или 90,3% были признаны необоснованными, 3 жалобы (9,7%) - обоснованными. В основном жалобы поступают при проведении закупок на выполнение подрядных работ и связаны с технической частью документации о торгах, разрабатываемой заказчиками. Кроме того, участники закупок в поданных заявках не учитывают новые требования законодательства (не указывают наименование места происхождения товара или наименование производителя), что послужило причиной подачи многочисленных жалоб. Все указанные жалобы признаны необоснованными. В помощь участникам закупок на сайте Госслужбы создан баннер с рекомендациями по заполнению заявок на участие в торгах, что позволяет участникам грамотно формировать заявки на участие в закупках с учетом всех новых требований Закона о контрактной системе. Данные меры положительно повлияли на уменьшение доли жалоб.
В первом полугодии т. г. в Арбитражном суде Чувашской Республики рассмотрено 4 исковых заявления участников размещения заказов, по которым Госслужба выступала в качестве ответчика, по всем заявлениям решения приняты в пользу Госслужбы.
Начиная с этого года размещение заказов осуществляется по новым правилам, вступление в силу Закона повлекло за собой новые сложности для всех субъектов процесса закупок.
Со вступлением в силу Закона о контрактной системе в несколько раз увеличилась трудоемкость закупочного процесса, усложнился порядок проведения любой закупки.
- В первую очередь, это связано с установлением в Законе о контрактной системе предельных значений на проведение закупок малого объема (не более 5% от общего объема закупок, начиная с 04.06.14 до 2,0 млн.руб.) и запроса котировок (не более 10% от общего объема закупок), в связи с чем многократно вырос объем работ как у заказчиков, так и у уполномоченного органа.
С переходом на контрактную систему практически все закупки с незначительными объемами началипроводиться через уполномоченный орган, что привело к резкому росту количества заявок на организацию и проведение процедур закупок.
В течение первого полугодия т.г. от заказчиков поступило 3154 заявки на организацию и проведение торгов, что в 2,4 раза превышает количество заявок за аналогичный период прошлого года. Наибольшее количество заявок поступило за период с февраля по май т.г., когда их количество в 4 раза превышало показатели за аналогичные периоды прошлых лет. Если в течение прошлых лет в среднем в месяц поступало по 185 заявок на организацию и проведение аукционов и конкурсов, то за период с февраля по май т.г. ежемесячно поступало не менее650 заявок, что поставило под угрозу своевременное проведение процедуры закупок и сроки поставок продукции, а также освоение бюджетных средств.
В целях своевременного проведения процедуры закупок и недопущения срыва поставок необходимых товаров (работ, услуг), по итогам совещания у Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики И.Б.Моторина от 30.04.2014 принято решение о передаче Казенному учреждению "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Минздравсоцразвития Чувашии полномочий по определению поставщиков на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения республики.
Начиная с 16 июня т.г. закупки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения осуществляются через Казенное учреждение "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения", что позволило снизить количество заявок на организацию и проведение торгов на 30%.
Также 4 июня т.г. вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе, позволяющие заказчикам осуществлять закупки малыми объемами (до 100,0 тыс.руб.) на общую сумму до 2,0 млн.руб., а не только до 5% от годового объема, как было первоначально. Указанная норма Закона позволила уменьшить количество закупочных процедур на 5 %: это закупки с небольшими объемами (от 5,0 тыс.руб.), которые заказчики осуществляют теперь самостоятельно без проведения процедуры торгов. До указанного времени такие закупки осуществлялись через уполномоченный орган и зачастую признавались несостоявшимися в связи отсутствием участников, что приводило к повторному размещению заказов.
Таким образом, по сравнению с предыдущими месяцами (февраль-май) в текущем месяце этого года количество заявок уменьшилось на 35%, что позволяет осуществлять своевременное размещение заказов,не допуская срывасроков поставок продукции и освоения бюджетных средств.
2. В I полугодии т.г. значительно увеличилось количество электронных аукционов с небольшими объемами закупок и с ценой контракта от 3,0 до 100,0 тыс.руб., которые зачастую признавались несостоявшимися в связи с отсутствием заявок и незаинтересованностью потенциальных поставщиков в таких поставках. Так, доля закупок с небольшими объемами и с ценой контракта до 100,0 тыс.руб. в этом году составила 20% от общего количества торгов, в прошлом году - 3%; если в прошлых годах небольшие закупки с ценой контракта до 50,0 тыс.руб. осуществлялись заказчиками самостоятельно без проведения торгов, то в этом году доля таких закупок составила 9,5% от общего количества проведенных торгов.
В связи с тем, что закупки с небольшими объемами признаются несостоявшимися- отсутствует экономическая эффективность осуществления процедуры закупок, кроме того, существенно возрастают временные и материальные затраты, что особенно актуально с учетом увеличения количества проводимых процедур закупок.
В целях повышения эффективности закупочного процесса заказчикам рекомендовано укрупнять лоты с учетом годовой потребности или потребности на очередной финансовый год и плановый период; формировать заявки на проведение совместных торгов с учетом потребности подведомственных учреждений.
Указанные меры позволили значительно снизить количество несостоявшихся торгов. Если в первые месяцы реализации Федерального закона о контрактной системе (в январе-феврале т.г.) доля несостоявшихся закупок (1 участник и 0 участников) составляла 55% от общего количества проведенных закупок, то по итогам первого полугодия доля несостоявшихся закупок составила 37,7%, из них:
в связи с отсутствием участников (0 участников) признаны несостоявшимися 22,7% (539) закупок;
в связи с поступлением заявки от 1 участника - 15% (355) закупок.
Количество несостоявшихся закупок
Показатели
|
6 мес. 2013 г.
|
6 мес. 2014 г.
|
Всего проведено закупок
|
1336
|
2372
|
из них:
Количество несостоявшихся закупок - 1 участник
|
409 (30,6%)
|
355 (15%)
|
Количество несостоявшихся закупок - 0 участников
|
115 (8,6%)*
|
539 (22,7%)*
|
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля несостоявшихся закупок в связи с участием единственного участника (1 участник) сократилась в 2 раза (с 30,6% до 15%), что прежде всего связано с новыми требованиями, установленными в Законе о контрактной системе (обязательное согласование в контролирующем органе).
При этом доля несостоявшихся закупок в связи с отсутствием участников (0 участников) увеличилась в 2,6 раза (с 8,6% до 22,7%). Все указанные закупки, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием участников объявлены повторно.
- В ходе реализации Закона о контрактной системе Госслужба столкнулась с такой проблемой, как несоответствие поступающих заявок заказчиков требованиям нового законодательства, особенно в части Проекта контракта и Технического задания, которые содержат множество новшеств.
Трудности по составлению Технического задания и проекта контракта возникают чаще всего у бюджетных и казенных учреждений, что связано с отсутствием подготовленных квалифицированных специалистов. Госслужба совместно с заказчиками приводит в соответствие новым требованиям все поступившие заявки заказчиков, оказывает консультационную помощь при формировании заявок на размещение заказов. В целях оказания методологической помощи заказчикам Госслужба постоянно направляет рекомендации по применению новых положений контрактной системы, также сформирована "горячая линия" по актуальным вопросам законодательства о контрактной системе закупок.
Федеральный закон № 44-ФЗ объемный и сложный для применения практически для всех заказчиков; порядок проведения закупок усложнился многократно. Изменений достаточно много, и в данной ситуации эффективное функционирование контрактной системы в республике возможно только при сотрудничестве заказчиков с контролирующими органами в сфере закупок и с уполномоченным органом по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Только такое сотрудничество будет способствовать развитию конкурентной системы и качественному решению многих социально-экономических задач.
Слайды...