О вступлении в силу ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - на еженедельном совещании у Главы Чувашии
На еженедельном совещании у Главы Чувашской Республики Игнатьева М.В. 03 февраля 2014 г. обсуждались итоги размещения государственного и муниципального заказов в 2013 г., а также вопросы перехода на контрактную систему в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Егорова А.Е., руководитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, проинформировала участников совещания о том, что в течение 2013 года Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам размещение заказов осуществлялось для 230 государственных заказчиков, для которых проведено 3315 торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики.
По сравнению с 2012 годом количество проведенных торгов увеличилось на 37,4%, по сравнению с 2011 годом рост количества торгов составил 2,4 раза.
97,0% от общего количества торгов размещено путем проведения открытых аукционов в электронной форме (3212 электронных торгов), 3 % от общего количества торгов размещено путем проведения открытых конкурсов (103 открытых конкурса).
Основную долю в общем количестве проведенных торгов занимают заказы на поставку лекарственных препаратов и медоборудования для Минздравсоцразвития Чувашии и лечебных учреждений республики (79,4% от общего количества торгов), далее – заказы Минобразования Чувашии (3,6%), заказы Госслужбы занятости Чувашии (5% заказы на оказание услуг по обучению безработных граждан).
Через уполномоченный орган размещено 70,8% республиканского заказа за 2013 год, а именно на 7 543 320,2 тыс. руб. Заказчики самостоятельно размещали 29,2% республиканского заказа: это, в основном, заказы на оказание коммунальных услуг (единственный источник), и небольшие заказы, размещенные способом запроса котировок и малыми объемами (до 100,0 тыс. руб.). С учетом всех способов закупок объем размещенного республиканского заказа составил 10 657 961,1 тыс.руб.
По сравнению с 2012 годом объем размещенного заказа в стоимостном выражении уменьшился на 7,5%, однако экономия бюджетных средств по сравнению с 2012 годом увеличилась в 1,3 раза и составила 773,6 млн. руб. По сравнению с 2011 годом экономия бюджетных средств увеличилась в 3,1 раза. В 2012 году по результатам торгов было сэкономлено 607,2 млн.руб., в 2011 году - 245,8 млн.руб.
В среднем экономия бюджетных средств по итогам проведенных торгов составляет 10,3% от начальной цены контрактов, при этом экономия бюджетных средств по итогам торгов на выполнение подрядных работ в среднем составляет от 10 до 25%, по итогам торгов на поставку лекарственных средств – 35 -50% от начальной цены контрактов.
Наибольшая экономия бюджетных средств достигнута в ходе размещения заказов для Минздравсоцразвития Чувашии – 412,5 млн.руб. или 11,1% от общего объема размещенного заказа по министерству, Минобразования Чувашии – 101,7 млн.руб. (20,1%), Минприроды Чувашии - 56,5 млн.руб. (16,2%), Минкультуры Чувашии – 11,3 млн.руб. (20,3%).
В целях эффективного размещения заказов и совершенствования системы государственных закупок за счет консолидации заказов проведено более 450 совместных торгов на поставку лекарственных средств, что позволило обеспечить экономию бюджетных средств (в размере 15,4% от начальной цены контрактов) за счет сокращения расходов на их проведение и снижения цены товара за счет увеличения объема заказов.
Основным достижением в сфере закупок является то, что Чувашской Республике по итогам независимого проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок - 2013» присвоен рейтинг «высокая прозрачность».
Чувашия заняла в рейтинге 19-е место, оказавшись среди регионов с «высокой прозрачностью».
Рейтинг «Высокая прозрачность торгов» присвоен 14 регионам, из поволжских субъектов сюда включены Чувашия, которая набрала 1394 балла (среди регионов с высокой прозрачностью Чувашия занимает 9-е место), и Саратовская область (1391 балл). Для сравнения, соседние регионы (Татарстан, Марий Эл, Ульяновская область) оказались в группе «средняя прозрачность», у Нижегородской области - «базовая прозрачность». 10 регионов Российской Федерации, согласно результатам рейтинга, имеют «гарантированную прозрачность» закупок, среди них - Москва, Башкирия, Удмуртия, Самарская область.
В 2012 году по результатам Национального рейтинга прозрачности республика находилась на 25 месте среди регионов и была в числе регионов со «средней прозрачностью».
Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (НРПЗ) проводится с 2006 года при поддержке ФАС России, Минэкономразвития РФ, Счетной палаты РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы РФ и является инструментом общественного контроля эффективности расходования средств государственными, муниципальными и крупнейшими корпоративными заказчиками.
Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является независимым негосударственным исследовательским центром, специализирующимся в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок. Основной задачей НРПЗ является непрерывный мониторинг состояния и тенденций национального рынка закупок, главным аналитическим продуктом НРПЗ является составляемый ежегодно рейтинг прозрачности закупочной деятельности государственных структур и коммерческих компаний.
Организатором проекта является Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация участников электронной торговли» - негосударственная структура, объединяющая в своих рядах экспертов и специалистов в области экономики, юриспруденции и информационных технологий, которые принимают активное участие в работе по совершенствованию законодательства в части размещения государственного заказа.
При подготовке рейтинга эксперты изучали материалы официального сайта госзакупок (zakupki.gov.ru), контрольных закупок, проводилось тайное анкетирование поставщиков, запрашивались данные проверок контролирующих структур. При оценке учитывались такие показатели, как высокая степень информационной открытости процедур, интенсивность конкуренции на торгах, степень результативности конкурсных процедур, степень фильтрации заявок на участие в торгах, экономическая эффективность торгов.
Рейтинг составлялся на основании почти 100 критериев, базовыми среди которых являются уровень конкуренции и доля несостоявшихся торгов.
По уровню конкуренции на торгах республика значительно опережает средние показатели по России. Так, по данным Национального рейтинга прозрачности среднее число участников на электронных аукционах по федеральному сегменту составляет 2,5 участника, по региональному сегменту - 2,9, тогда как в электронных аукционах, проводимых уполномоченным органом, в среднем участвуют более 3 участников.
Среднее число участников торгов
|
Электронный аукцион
|
Конкурс
|
Федеральный сегмент
|
2,5
|
2
|
Региональный сегмент
в т.ч. Чувашская Республика
|
2,9
3,7
|
2
3,0
|
Муниципальный сегмент
|
1,1
|
0,7
|
В 2013 году в торгах участвовало более 12,0 тысяч организаций различных форм собственности и предпринимателей. По сравнению с 2012 годом количество участников торгов увеличилось в 1,5 раза, по сравнению с 2011 годом - почти в 3 раза.
Количество участников торгов зависит от специфики размещаемых заказов. Наибольшее количество участников наблюдается в торгах на выполнение подрядных работ – от 15 до 40 участников, в торгах на поставку лекарственных средств участвует в среднем до 10 участников, наименьшее количество участников – в торгах на поставку расходных материалов и реагентов для лечебных учреждений, на изготовление ортопедических и протезных изделий (1-2 участника).
Наблюдается положительная тенденция снижения доли несостоявшихся торгов в связи с отсутствием заявок.
В 2013 году при причине отсутствия заявок (0 заявок) несостоявшимися признаны 9,3% торгов, в 2012 г. – 10,8%, в 2011 г. - 20,7% торгов от общего количества проведенных торгов. В основном все несостоявшиеся торги (95% ) проведены повторно на основании заявок государственных заказчиков.
Доля торгов, которые признаны несостоявшимися в связи с участием на торгах единственного участника (1 заявка), составила 29,3% от общего количества торгов. В аналогичном периоде прошлого года доля таких торгов составляла 34%, в 2011 году - 40%.
Таким образом, доля несостоявшихся торгов (0 или 1 участник) составляет 38,6% от общего количества проведенных торгов. По данным Национального рейтинга прозрачности, в среднем по России доля несостоявшихся торгов составляет 55-57%.
Доля торгов с 0 или 1 участником
|
Электронный аукцион
|
Конкурс
|
Федеральный сегмент
|
45%
|
47%
|
Региональный сегмент
в т.ч. Чувашская Республика
|
55%
37,4%
|
57%
37,8%
|
Муниципальный сегмент
|
55%
|
60%
|
Несмотря на то, что в республике доля несостоявшихся торгов с каждым годом снижается, заказчикам необходимо усилить работу по привлечению потенциальных поставщиков и не допускать «затачивания» документации под конкретных производителей и поставщиков.
В связи со вступлением с 01.01.2014 в силу Закона о контрактной системе ожидается существенное сокращение доли несостоявшихся торгов. В соответствии с новым законом в случае, если на торгах участвует только один поставщик, контракт с единственным участником может быть заключен только по согласованию с контролирующим органом.
По сравнению с 2012 годом доля жалоб на действия заказчиков уменьшилась почти в 2,0 раза и составила 1,9% от общего количества проведенных торгов, из них более 90% жалоб признаны необоснованными, что свидетельствует о прозрачности и доступности процедуры размещения заказов для широкого круга бизнес-сообщества. В 2013 году на действия заказчиков и уполномоченного органа поступила 61 жалоба (1,9% от общего количества торгов), в 2012 г. – 88 жалоб (3,6%). В основном жалобы поступали при размещении заказов на строительство, капитальный, текущий ремонт объектов капитального строительства и связаны с технической частью документации о торгах, разрабатываемой заказчиками.
В 2013 году в Арбитражном суде Чувашской Республики рассмотрено 7 исковых заявлений о признании решений и предписаний Чувашского УФАС России незаконными по следующим аукционам:
1. По открытому аукциону в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли реабилитационного отделения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, д.6 (Иск удовлетворен Арбитражным судом Чувашской Республики в полном объеме).
2. По открытому аукциону в электронной форме на поставку и монтаж медицинского оборудования (Биохимический, иммунохимический, гематологический анализаторы и цитофлюориметр проточный) (Арбитражный суд Чувашской Республики признал ошибочными выводы комиссии Чувашского УФАС России об ограничении конкуренции, в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что иск был подан лицом, чьи права не были нарушены).
3. По открытому аукциону в электронной форме на выполнение работ по строительству модульного фельдшерско-акушерского пункта в с. Русские Норваши Янтиковского района Чувашской Республики (Иск удовлетворен Арбитражным судом Чувашской Республики в полном объеме).
4. По открытому аукциону в электронной форме на выполнение работ по строительству модульного фельдшерско-акушерского пункта в д. Хирлеппоси Аликовского района Чувашской Республики (Иск удовлетворен Арбитражным судом Чувашской Республики в полном объеме).
5. По открытому аукциону в электронной форме на выполнение работ по строительству модульного фельдшерско-акушерского пункта в д. Тоганаши Красночетайского района Чувашской Республики (Иск удовлетворен Арбитражным судом Чувашской Республики в полном объеме).
6. По открытому аукциону в электронной форме на выполнение работ по строительству модульного фельдшерско-акушерского пункта в д. Малая Ерыкла Яльчикского Чувашской Республики (Иск удовлетворен Арбитражным судом Чувашской Республики в полном объеме).
7. По открытому аукциону в электронной форме на выполнение работ по строительству модульного фельдшерско-акушерского пункта в с. Мишуково Порецкого района Чувашской Республики (Иск удовлетворен Арбитражным судом Чувашской Республики в полном объеме ).
Кроме того, Госслужба по 3 судебным делам выступала в качестве ответчика (поставка компьютерного оборудования для общеобразовательных школ (38,0 млн.руб.), реконструкция очистных сооружений в с.Шихазаны (139,3 млн.руб.), проведение технической инвентаризации и кадастровых работ по объектам газового хозяйства (4,0 млн. руб.) Решение по указанным делам принято в пользу Госслужбы.
В рамках Соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере размещения заказов, заключенных с органами местного самоуправления, на предмет соответствия требованиям законодательства в сфере размещения заказов рассмотрено 40 проектов документаций по проведению торгов на выполнение подрядных работ, разработанных муниципальными заказчиками. Все выявленные в ходе рассмотрения проектов документаций нарушения устранены муниципальными заказчиками своевременно. Закупки проведены с соблюдением требований законодательства. Экономия бюджетных средств по итогам размещения заказов, прошедших согласование в рамках Соглашений в Госслужбе, составила от 8,5 до 25% от начальной цены контрактов. В Госслужбу проекты документаций на экспертизу предоставляли администрации Красноармейского, Канашского, Порецкого, Цивильского, Шемуршинского, Шумерлинского, Янтиковского, Яльчикского районов, гг. Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Шумерля.
В связи с переходом на контрактную систему Госслужбой ведется активная работа по переходу на новые условия организации закупок: организована разъяснительная и методическая работа, проведены семинары для специалистов, осуществляющих размещение заказов, приведены в соответствие с новым законом существующие нормативно-правовые акты, организована «горячая линия» для консультирования заказчиков.
В целях бесперебойного обеспечения потребностей государственных заказчиков и бюджетных учреждений в социально-значимых товарах (работах, услугах) Госслужбой в конце 2013 г. объявлено более 800 торгов на 2014 год, по которым поставки товаров (работ, услуг) уже начались с 1 января 2014 года.
Общая сумма размещенных в конце 2013 года заказов за счет средств 2014 года составила 1 788,4 млн. рублей. При этом проведены торги по таким социально-значимым заказам, как:
поставка лекарственных средств для лечебных учреждений республики на I полугодие 2014 года - 417 торгов на общую сумму 565,0 млн.руб.;
содержание автомобильных дорог республиканского значения в течение 2014-2016 гг. - 22 торга на общую сумму 779,5 млн.руб.;
оказание услуг по приготовлению горячего питания для пациентов лечебных учреждений - 25 торгов на общую сумму 438,1 млн.руб.
Также в конце 2013 года проведены торги на 2014 год по обучению безработных граждан, по поставке расходных медицинских материалов для лечебных учреждений республики, по выполнению природоохранных мероприятий и т.д.
Несмотря на переход к новой системе закупок, задача уполномоченного органа - совместно с заказчиками держать планку прозрачности на высоком уровне.
Госслужба одна из первых среди уполномоченных органов по Российской Федерации начала объявлять электронные аукционы в соответствии с требованиями Федерального закона 44-ФЗ. Для этого разработана типовая документация по проведению закупок, в адрес государственных заказчиков и органов местного самоуправления направлены методические рекомендации по формированию технического задания и проекта контракта в соответствии с новыми требованиями. Первый электронный аукцион объявлен 17 января т.г., в настоящее время объявлено более 50 электронных аукционов.
В связи с установлением в Законе 44-ФЗ предельных значений на проведение закупок малого объема (не более 5% от планируемого общего объема закупок) и запроса котировок (не более 10% от планируемого общего объема закупок) ожидается увеличение количества процедур закупок. С начала января т.г. в Госслужбу поступило 165 заявок на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по которым разрабатывается документация.
В настоящее время Госслужбой разработан проект Соглашения о передаче муниципальными образованиями части полномочий в сфере закупок на республиканский уровень.
В соответствии с данным проектом администрации муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики передают, а Кабинет Министров Чувашской Республики принимает осуществление части полномочий по определению подрядчика на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 30 млн. рублей, на которые предусмотрено софинансирование из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам определена ответственным исполнителем от имени Кабинета Министров Чувашской Республики.
Проект Соглашения согласован со всеми заинтересованными сторонами и находится в ГПУ Администрации Главы Чувашской Республики.
Слайды ...