1. Основные задачи при установлении тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации ТБО на 2014 г. и последующие годы.
До 1 января 2013 г. регулирование тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, утилизации ТБО осуществлялось в соответствии с положениями Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520.
В настоящее время сфера водоснабжения и водоотведения регулируется отдельным законодательным блоком: Правительством Российской Федерации принят Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ и постановление от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которым утверждены Основы
ценообразования Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Основные изменения, которые произошли с принятием названных нормативных актов, касаются следующего:
1) Предусмотрено 4 метода регулирования тарифов:
- метод экономически обоснованных расходов (затрат);
- метод сравнения аналогов;
- метод индексации;
- метод доходности инвестированного капитала;
Выбор метода регулирования осуществляется на основании критериев выбора методов регулирования, предусмотренных Основами ценообразования:
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае если в отношении регулируемой организации:
а) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов;
б) если оставшийся срок действия договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения на момент подачи заявления об утверждении тарифов составляет менее 3 лет.
Метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на услуги регулируемой организации, осуществляющей транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод в условиях, сопоставимых с осуществлением аналогичной деятельности в этих же централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения другими регулируемыми организациями, и при этом протяженность сетей водоснабжения или водоотведения не превышает 10 процентов общей протяженности сетей в указанных системах, либо не более 10 километров.
Метод доходности инвестированного капитала может применяться в отношении регулируемой организации при соблюдении совокупности следующих критериев:
а) наличие утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа, на территории которого осуществляется деятельность;
б) наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы на долгосрочный период регулирования;
г) протяженность соответственно водопроводных или канализационных сетей превышает 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе;
д) регулируемая организация не является государственным или муниципальным унитарным предприятием;
е) регулируемая организация соответствует критериям, установленным в правилах согласования решений органов регулирования тарифов о переходе к применению метода доходности инвестированного капитала и установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов для организаций в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что при регулировании на 2014 год предприятия имеют право выбрать метод экономически обоснованных затрат вне зависимости от критериев выбора методов, предусмотренных данным нормативным актом.
Названный метод будет применяться при утверждении тарифов на 2014 год, а также будут соблюдаться предельные индексы изменения тарифов, установленные ФСТ России в среднем для Чувашской Республики на 2014 год по отношению к декабрю 2013 г.:
- с 1 января 2014 года -100,0%, т.е. тарифы в 1-м полугодии не изменятся и останутся на уровне декабря 2013 г.;
- с 1 июля 2014 года - 104,7%.
В среднем по Российской Федерации предельный индекс изменения тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по данным ФСТ России составляет с 1 июля 2014 года 104,2%, в среднем по Приволжскому федеральному округу - 105,0%.
Названное значение предельного индекса не учитывает средства, направленные на реализацию инвестиционных программ, т.е. на 2014 год они будут включены дополнительно на основании утвержденных Минстроем Чувашии инвестиционных программ.
Основной задачей в сфере регулирования тарифов, которую ставит Правительство Российской Федерации, является переход на долгосрочное регулирование, что возможно при применении методов доходности инвестированного капитала и индексации.
Данные методы применяются при наличии утвержденных Правительством Российской Федерации параметров долгосрочного развития и утвержденных органами местного самоуправления схем водоснабжения и водоотведения, при этом тарифы утверждаются на долгосрочный период от 3 до 5 лет.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ предусмотрен поэтапный переход к установлению тарифов на долгосрочный период в срок до 1 января 2016 года.
По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, которое состоялось 1 октября 2013 г., было принято решение о подготовке изменений в действующее законодательство по возможности перехода регулируемых организаций на долгосрочные тарифы в течение финансового года, а переходящих в течение 2014 года - без учета ограничений предельными индексами изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных в среднем по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, для перехода ресурсоснабжающих организаций на долгосрочное регулирование необходимо наличие утвержденных схем водоснабжения и водоотведения. Данные схемы разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования и программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (при их наличии), а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Порядок их разработки утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", где также рекомендовано органам местного самоуправления утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31 декабря 2013 г. С 1 января 2014 г. не допускается утверждение инвестиционной программы без их наличия.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ также предусмотрено, что до 1 июля 2013 г. органы местного самоуправления должны были выбрать гарантирующую организацию, т.е. организацию, которая будет обязана заключить договоры холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
По нашим данным в настоящий момент еще не все муниципальные образования определились с гарантирующим поставщиком. Так, он не выбран в 14 муниципальных районах: Батыревском, Вурнарском, Ибресинском, Козловском, Комсомольском, Красноармейском, Мариинско-Посадском, Моргаушском, Цивильском, Чебоксарском, Шумерлинском и Яльчикском районах и в городе Новочебоксарск.
ОМС - просим ускорить работу:
- с Минстроем Чувашии по представлению проектов инвестиционных программ с целью скорейшего их утверждения для учета при установлении тарифов на 2014 год;
- по утверждению схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования;
- по утверждению гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В настоящее время Госслужбой активно идет работа по установлению тарифов на 2014 год на основании представленных организациями заявлений и пакета требуемых документов. Данную работу необходимо завершить в декабре текущего года, а не позднее 20- го декабря вся информация о тарифах должна быть опубликована в официальных печатных изданиях. Но, к сожалению, не все организации ответственно подходят к вопросу своевременного представления всех документов.
Так, на текущую дату на 2014 год открыты дела по 47 организациям коммунального комплекса.
При этом, не были представлены все требуемые документы по письменному запросу, и, соответственно, не были открыты дела на 2014 год по 8-ми организациям:
- МУП "Водоканал Ибресинского района;
- ООО "УК "Звезда"(Козловский район);
- ООО "Коммунальный сервис" и ООО "ПК "Кооператор" (Комсомольский район);
- МУП ЖКХ "Моргаушское";
- ООО "УК "УЮТ" (Чебоксарский район);
- ООО "Яльчикское РТП" (Яльчикский район);
- ООО "ЖБК №2" (г. Новочебоксарск).
Есть организации, которые совсем не обратились с заявлением в Госслужбу, хотя по имеющимся сведениям, деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению ими ведется, это 8 организаций:
- в Красноармейском районе: ООО "Протон", СХА "Досаево", ООО "Продстройхозмаркет";
- в Моргаушском районе: ООО "Сундырь-хлеб", ОАО "Моргаушский автомобильно-технический сервис";
- в Урмарском районе: КФХ "Тимофеев Н.В.", ОАО "Агрофирма "Арабоси", Колхоз им. Мичурина;
- в Мариинско-Посадском районе - ООО "Сундырь" в части тарифов на утилизацию ТБО.
В Шумерлинском районе деятельность по водоснабжению и водоотведению вели 2 организации: ООО "Юманайское ЖКХ", которое проинформировало о расторжении договора по эксплуатации сетей и водобашень, и ООО "УК Арко", которое также обратилось с письмом о том, что их деятельность приостановлена. Таким образом возникает ситуация, когда в районе не будет организации, которая сможет работать по утвержденному тарифу.
Еще раз напоминаем, что осуществление регулируемой деятельности, в частности в сфере водоснабжения и водоотведения, без утвержденного тарифа является нарушением порядка ценообразования, что влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях (иное нарушение порядка ценообразования) в виде административного штрафа:
на должностное лицо - 50,0 тыс. руб.,
на юридическое лицо - 100,0 тыс. руб.
Факты выявления данного рода нарушений в Госслужбе в этом году имелись, были открыты дела и привлечены к административной ответственности соответствующие лица.
Одним из новшеств тарифного регулирования на 2014 год явилось внедрение нового шаблона по расчету тарифов на холодную воду и водоотведение, утилизацию ТБО, который был разработан для нашей службы ООО "Институт системного мониторинга" при ФСТ России. Данные формы шаблонов разосланы всем предприятиям по системе ЕИАС и обязательны к заполнению, так как на их основании будет формироваться сводная отчетность в целом по региону. В нашем письме от 15 октября № 04/21-2929 мы также просили администрации районов и городов проинформировать свои организации о необходимости заполнения такого шаблона, а также представления документов по итогам фактической деятельности за 1-е полугодие 2013 г.
В сфере установления тарифов на утилизацию ТБО по прежнему действует Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520.
Новым в законодательстве является требование по их установлению на период от 3 до 5 лет. Соответственно, одним из основных требований Госслужбы к организациям, занимающимся утилизацией ТБО, будет представление договора аренды или иного договора, удостоверяющего наличие в эксплуатации имущественного комплекса, необходимого для оказания названной услуги, на весь период действия тарифов, т.е. от 3 до 5 лет. Часто такое имущество передается из муниципальной собственности в аренду без проведения соответствующих конкурсов, что является нарушением Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
ОМС - просим прослеживать сроки действия договоров аренды муниципального имущества и своевременно проводить все конкурсные процедуры на 2014 год. Данное требование относится также к договорам аренды муниципального имущества, необходимого для оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения.
Несколько слов необходимо сказать и об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги на 2014 год. Ежегодно Правительством Российской Федерации
В настоящее время на заключительном согласовании в Правительстве Российской Федерации находится проект Федерального закона по установлению предельных индексов изменения платежей граждан за коммунальные услуги, значения которых будут утверждены в среднем для каждого субъекта Российской Федерации.
В проекте Федерального закона предусматривается, что будет допустимо превышение установленных предельных индексов в 1,5 раза, а еще большее увеличение будет выноситься на рассмотрение Собрания депутатов конкретного муниципального образования субъекта Российской Федерации. При этом также будет соблюдаться принцип сопоставимости объемов и набора оказываемых коммунальных услуг, то есть равные объемы услуг в сравниваемых периодах и их одинаковый перечень (набор).