Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифамОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Об эффективности размещения государственного и муниципального заказов в Чувашской Республике. О реализации системы мер по противодействию коррупции при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://tarif.cap.ru

Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам размещение заказов на поставки продукции для государственных нужд Чувашской Республики осуществляется в рамках установленных законодательством Российской Федерации положений и требований о размещении заказов.

Одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов для государственных нужд.

В настоящее время  торги проводятся для  230 государственных заказчиков, тогда как в 2010 году Госслужбой размещение заказов осуществлялось для 45 заказчиков.

В течение 2013 года в Госслужбу от государственных заказчиков  поступило  более 3,5 тысяч заявок на организацию и проведение торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики. 

На основании каждой заявки, представленной государственными заказчиками, сформированы пакеты конкурсной документации, документации по проведению открытых аукционов в электронной форме, созданы конкурсные, аукционные комиссии.

слайды 2,  3

По предварительным итогам, в 2013 году Госслужбой проведено 3220 торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики, что составляет 133% от  количества торгов, проведенных в 2012 году (по сравнению с 2011 годом количество торгов увеличилось в 2,4 раза). В целом объем размещенного заказа предварительно составил 7646,6 млн. руб. (94% от объема размещенного заказа в 2012 году).

В настоящее время 98% заказов размещается путем проведения электронных торгов, практически весь документооборот по размещению государственного заказа  осуществляется в электронной форме с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП).Такая практика имеет минимальные коррупционные риски, так как электронные аукционы являются одним из самых эффективных инструментов по борьбе с коррупцией. Система построена на анонимности участников и полной  прозрачности информации о проводимых торгах, в связи с чем проведение электронных торгов позволяет полностью устранить коррупцию на этапе размещения и проведения торгов.

  В рамках совершенствования системы государственных закупок за счет консолидации заказов  проведено более 400 совместных торгов на поставку лекарственных средств, что позволило обеспечить экономию бюджетных средств  за счет сокращения  расходов  на их проведение и снижения цены  товара  за   счет   увеличения  объема заказов.

Полная открытость процедуры размещения заказов и  переход на электронные торги позволили существенно расширить круг участников торгов, количество участников увеличивается с каждым годом.

слайд 4

Так, в текущем году в торгах участвовало  более 10,0 тысяч  организаций различных форм собственности и предпринимателей.  По сравнению с 2012 годом количество участников торгов увеличилось в 1,5 раза, по сравнению с 2011 годом -  почти в 3 раза.

слайды 5, 6

Развитие добросовестной конкуренции на торгах, открытость и прозрачность при реализации госзаказа позволили повысить его эффективность и сэкономить бюджетные средства.  По итогам проведенных торгов экономия бюджетных средств   составила 720,6 млн. руб., в 2012 г. - 607,2 млн.руб.,   в 2011 г. - 245,8 млн.руб. Увеличение объема экономии бюджетных средств в текущем году по сравнению  с 2012 годом  составило в 1,2 раза, по сравнению с 2011 годом - 3,0 раза.

В среднем экономия бюджетных средств по итогам проведенных торгов составляет 11% от начальной цены контрактов, при этом экономия бюджетных средств по итогам торгов на выполнение подрядных работ в среднем составляет от 10 до 25%,  по итогам торгов на поставку лекарственных – 35 -50% от начальной цены контрактов.

Особую озабоченность вызывает доля несостоявшихся торгов, когда на торгах участвует только один участник. Отсутствие конкуренции на торгах в целом влечет за собой неэффективное расходование бюджетных средств, кроме того может быть основой для различных коррупционных схем. В текущем году доля несостоявшихся торгов с одним участником составила 28% от общего количества торгов, в аналогичном периоде прошлого года доля таких торгов составляла 34%, в 2011 году - 40%. В среднем по России доля торгов с одним участником составляет 50-60%.

Несмотря на то, что в республике доля торгов с единственным участником с каждым годом снижается, заказчикам необходимо усилить работу по привлечению потенциальных поставщиков и  не допускать "затачивания" документации под конкретных производителей и поставщиков.

Необходимо отметить, что в связи с вступлением с 01.01.2014 в силу Закона о контрактной системе ожидается существенное сокращение доли несостоявшихся торгов. В соответствии с новым законом в случае, если на торгах участвует только один поставщик, контракт с единственным участником может быть заключен только по согласованию с контролирующим органом.  

слайд 7

Доля жалоб на действия заказчиков по сравнению  с 2012 годом уменьшилась почти в 2,0 раза и составила 1,9% от общего количества проведенных торгов, из них  более 90% жалоб признаны необоснованными, что свидетельствует о прозрачности  и доступности процедуры размещения заказов для широкого круга бизнес-сообщества.    В текущем году на действия заказчиков и уполномоченного органа поступила 61 жалоба  (1,9% от общего количества торгов), в 2012 г. – 88 жалоб  (3,6%).  В основном жалобы поступают при размещении заказов на строительство, капитальный, текущий ремонт объектов капитального строительства и  связаны с технической частью  документации о торгах, разрабатываемой  заказчиками.

В текущем году Госслужбой  в судебном порядке 6 решений Чувашского УФАС России признаны незаконными, также признаны ошибочными выводы комиссии Чувашского УФАС России об ограничении конкуренции при закупках медицинского оборудования (5 решений антимонопольной службы о необходимости требования лицензии МЧС при строительстве фельдшерско-акушерских  пунктов признана незаконной);               1 решение о необходимости отклонения заявки участника при проведении торгов по ремонту Республиканского наркологического диспансера признана незаконной).

В Госслужбе вопросам противодействия коррупции в сфере закупок уделяется особенное внимание, данный вопрос находится на постоянном контроле. Организована систематическая работа по профилактике и недопущению коррупционных проявлений, приняты все меры противодействия коррупции.

Детально прописана процедура торгов, разработаны Положения о конкурсных  (аукционных) комиссиях,  ведется аудио-(видео) запись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Ежегодно формируется Сводный план-график размещения заказов для государственных нужд Чувашской Республики, который размещается  на Общероссийском официальном сайте  и  на официальном сайте Госслужбы, что  позволяет  потенциальным участникам торгов заранее спланировать возможность участия в процедурах закупок.

Обеспечена полная открытость и прозрачность процедуры размещения заказов, так как все документы по размещению заказов (извещения, документация о торгах, запросы участников размещения, разъяснения,  протоколы,  контракты, жалобы и решения по жалобам) размещаются на Официальном сайте для размещения информации о закупках для государственных нужд.

Кроме того, в целях обеспечения прозрачности размещения заказов и доступности информации о размещаемых заказах для потенциальных поставщиков Госслужбой информация о проводимых торгах и об их итогах размещается также на официальном сайте Госслужбы.

Проводится анализ итогов размещения заказов, направленный на совершенствование условий, процедур и механизмов государственных закупок.

Решения о допуске к участию в торгах, рассмотрение заявок на участие в торгах, принимаются коллегиально комиссиями, созданными в соответствии с требованиями законодательства.

Также Госслужбой проводится информационно-методическая работа с заказчиками, направленная на качественное размещение государственного и муниципального заказа на территории республики и исключение коррупционных составляющих. Организована телефонная линия для консультирования заказчиков по вопросам размещения заказов.

В целях оказания методической помощи муниципальным заказчикам со всеми органами местного самоуправления заключены Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере размещения заказов. В рамках Соглашения осуществляется методическое и информационное сотрудничество в целях совместного решения задач в сфере размещения заказов, обмен практическим опытом в области  размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Госслужба также рассматривает на предмет соответствия требованиям законодательства в сфере размещения заказов проекты документаций на проведение торгов на право заключения муниципального контракта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, разработанные муниципальными заказчиками. В рамках Соглашения рассмотрено 40 проектов документаций по проведению подрядных торгов, разработанных муниципальными заказчиками, из них 8 проектов документаций - по размещению муниципальных заказов на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и иных льготных категорий граждан (администрации Порецкого, Шумерлинского, Красноармейского районов, г.Шумерля).  Рекомендации  по устранению выявленных нарушений доведены до заказчиков.

В целях исключения внутреннего коррупционного фактора и в связи с тем,  что  замещение всех должностей государственной гражданской службы связано с коррупционными рисками,  все гражданские служащие Службы представляют сведения о своих доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В целях повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции приказом  Службы образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Службе, утвержден ее состав и порядок работы.

С сотрудниками Службы регулярно проводятся беседы о недопустимости переговоров с участниками размещения заказов, о соблюдении запретов и ограничений на государственной гражданской службы, рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов и порядок их урегулирования.

Выполнение  указанных мероприятий по противодействию коррупции, также  полная  прозрачность и четкая регламентированность процедур размещения заказов, высокий профессионализм специалистов, занимающихся размещением заказов,  позволяют полностью устранить коррупцию на этапе размещения и проведения торгов.

 

слайд8

В настоящее время недобросовестные действия проявляются со стороны участников размещения заказов. Одной из актуальных проблем в сфере госзаказа  является сговор участников на торгах  с целью заключить контракт по максимальной цене и спекулятивный демпинг.  Действия таких недобросовестных участников приводят к неэффективному использованию бюджетных средств или срыву исполнения контрактов. В целях предотвращения сговора материалы по результатам торгов с низкой бюджетной эффективностью и с крупными заказами направляются Госслужбой в правоохранительные органы и в антимонопольную службу. Принятые Госслужбой меры по противодействию сговора участников торгов  повлияли на результаты торгов: в течение года практически отсутствовали признаки согласованных действий между участниками торгов,  подрядные организации активно участвуют в торгах и снижают первоначальную цену контракта. (Но в  торгах  по выполнению ремонта зданий Новочебоксарской городской больницы (1496,5тыс.руб.), состоявшихся 09.12.2013,                         из 10 допущенных участников участвовало только 2 подрядные организации (ООО "Аркада", ООО "Строймонтаж" ), снижение цены контракта составило 1%. В настоящее время готовятся документы по данному аукциону для направления в правоохранительные органы и в антимонопольную службу).

В то же время при проведении торгов, особенно по строительным работам, со стороны недобросовестных поставщиков наблюдаются случаи демпингового снижения цены контракта. Как правило, на такое снижение цены идут  организации, не обладающие техникой, оборудованием и трудовыми ресурсами (так называемые "фирмы-однодневки"), которые не выполняет взятые на себя обязательства    по предыдущим контрактам. В результате качество работ и сроки выполнения работ ставятся под угрозу.

Так, при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта стадиона «Труд» на сумму 19,6 млн.руб. победитель торгов - общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания-Волга" (г.Нижниий Новгород) снизило  цену контракта на 48%, но отказалось от выполнения работ; участники, которые были на втором и третьем месте и также снизили цену контракта почти наполовину (ООО «СтройМастер» и ООО «Элегант»),  отказались от заключения контракта, контракт заключен с четвертым участником ООО "Стройсервис").

Фирмы-однодневки зачастую участвуют в таких торгах, где заказчиками предусмотрены авансовые платежи (до 30%) и не установлено требование об обеспечении исполнения контракта. 

   Так, администрацией  Ибресинского района при проведении  электронного аукциона настроительство жилых помещений для переселения граждан из  аварийного жилого фонда на общую сумму 5,9 млн.руб. в документации был  установлен авансовый платеж в размере 30% от цены начальной цены контракта, обеспечение заявки установлено только в размере 0,5%, в результате в торгах участвовали организации, не обладающие трудовыми ресурсами и техникой, и организации, которые не выполняют взятые на себя обязательства по другим муниципальным контрактам  на строительство жилья.  Снижение первоначальной цены составило 20%, при этом  вызывает сомнения репутация победителя торгов, который не выполняет взятые на себя обязательства    по предыдущим контрактам. В настоящее время этот аукцион отменен контролирующим органом.  При этом документацияне согласовывалась с Госслужбой в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере размещения заказов.

В целях минимизации таких рисков заказчикам необходимо исключить установление авансовых платежей, что особенно привлекает "фирм-однодневок", а также  предусматривать:

максимальный размер обеспечения заявки - 5% (а не только 0,5%),

максимальный размер обеспечения исполнения контракта (30%, а не только 10%;  в настоящее время многие заказчики вообще не устанавливают требование об обеспечении исполнения контракта).

Необходимо отметить, что контрактная система с 1 января 2014 года вводит дополнительную защиту от недобросовестных поставщиков (подрядчиков) - это антидемпинговые меры.  В случае снижения поставщиком (подрядчиком) цены контракта более чем на 25%, такой победитель должен предоставить  обеспечение исполнения контракта в повышенном размере, т.е.  в 1,5 раза увеличивается обеспечение исполнения контракта. Также заказчики обязаны будут устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта  по всем конкурсам и электронным аукционам (по 94-ФЗ такая обязанность установления обеспечения исполнения контракта возникает при начальной цене контракта более 50,0 млн.руб., до 50,0 млн.руб. - право заказчика).

В сфере строительства со стороны недобросовестных подрядчиков  широко применяются различные нечестные схемы. Заложив в проект один материал для возведения дома или строительства дороги, используется более дешевый продукт с худшими характеристиками. В настоящее время заказчиками не в полной мере осуществляется контроль за качественным исполнением контрактов, в связи с чем наблюдается  ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, срываются сроки сдачи объектов, сроки выполнения ремонтных работ. В связи с этим заказчикам необходимо усилить работу в части своевременного и качественного исполнения контрактов.

Не зря Новый Закон № 44-ФЗ вводит новую обязанность для заказчиков – проведение экспертизы каждой партии поставленного товара, работ, услуг.  Заключения по результатам экспертизы поставленного товара (работ, услуг) будут размещаться  на официальном сайте одновременно с отчетом о результатах исполнения контракта.

Со стороны заказчиков противодействие коррупции может быть усилено путем повышения профессиональной квалификации специалистов, занимающихся проведением закупок. Нарушения, допускаемые в сфере размещения заказов, связаны в основном с низкой квалификацией специалистов, занимающихся подготовкой документации (особенно в сельских поселениях). Законом о контрактной системе предусмотрено создание «контрактной службы заказчика», где будут работать только специалисты, прошедшие  обучение по организации закупок. В настоящее время первоочередной задачей является обеспечение профессиональной переподготовки или повышения квалификации  специалистов, занимающихся проведением закупок. В Госслужбе обучение по контрактной системе прошли 9 специалистов (60% от специалистов, осуществляющих размещение заказов).

В целях перехода на контрактную систему  Госслужбой ведется активная разъяснительная и методическая работа среди заказчиков, в адрес заказчиков направляются методические рекомендации, организована "горячая линия" для консультирования заказчиков, проводятся семинар-совещания по актуальным вопросам закупок, вопросы контрактной системы рассмотрены на расширенной Коллегии Госслужбы.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика