Если действующим 94–м федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд урегулирован только один этап – размещение заказов, то в контрактной системе урегулированы все этапы: планирование, определение поставщика (подрядчика, исполнителя), исполнение контракта, оценка его эффективности. Все перечисленное будет сопровождаться сквозным контролем и аудитом.
Закон о контрактной системе предполагает гораздо более существенный объем документооборота, по сравнению с тем, который осуществлялся в период применения 94-го федерального закона, а именно:
предусмотрены трехлетние планы закупок;
извещения о проведении закупок у единственного поставщика;
экспертиза каждой партии поставленного товара, а также заключения по результатам экспертизы;
промежуточные и итоговые отчеты об исполнении контрактов, которые обязательно должны быть размещены на официальном сайте.
Существенно расширен состав сведений, включаемый в годовые планы-графики, при этом обоснованию и описанию подлежит каждая закупка. При формировании плана-графика закупок заказчик должен обосновать начальную цену контракта на весь предстоящий год, что повлечет за собой частые корректировки плана-графика на этапе закупочной деятельности.
Заказчикам после каждой процедуры закупки, если закупка признана несостоявшейся, необходимо вносить изменения в план-график и проводить закупку повторно.
Также из основных нововведений - это создание контрактной службы. Каждый заказчик должен создать контрактную службу или определить контрактного управляющего.
К функциям и полномочиям контрактных управляющих и контрактных служб будет относиться обслуживание всего цикла закупок – от планирования до приемки товаров (работ, услуг), экспертиз и отчетов, предусмотренных законом.
Внедрение 44-го закона о контрактной системе приведет также к увеличению доли торгов (конкурсов и аукционов) в связи с ограничениями на проведение запросов котировок (не более 10% запланированного годового объема закупок в соответствии с планом-графиком), закупок малого объема (не более 5% запланированного годового объема в соответствии с планом-графиком).
Как для заказчиков, так и для уполномоченного органа это обернется значительными затратами на организацию процесса закупок, включая трудозатраты и издержки на делопроизводство.
Установление ограничений при проведении запросов котировок (не более 10% планируемого годового объема закупок) и закупок малого объема (до 5% планируемого годового объема закупок) для малобюджетных учреждений сопряжены некоторыми трудностями. Малобюджетные учреждения в соответствии с 94-м законом не проходили сложные процедуры закупок, торгов, а осуществляли закупки для хозяйственных нужд малыми объемами. В связи с вступлением в силу 44-го закона о контрактной системе им придется проводить сложные процедуры конкурентных закупок, что приведет к трудозатратам, зачастую даже результативности может быть меньше, чем расходы на проведение процедур торгов.
Значительно меняется процедура закупки у единственного поставщика, усложняется работа заказчиков.
В соответствии с новым законодательсвом заказчикам закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо перед заключением контракта обосновать в документально оформленном отчете:
невозможность или нецелесообразность использования иных способов закупок;
цену контракта;
иные существенные условия контракта.
Указанный отчет размещается заказчиком в единой информационной системе. В контракт необходимо включить расчет и обоснование цены контракта.
При осуществлении закупки у единственного поставщика в отдельных случаях требуется предварительное размещение в единой информационной системе. К таким случаям относятся:
закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с федеральным законом о естественных монополиях;
оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам) и др.
Начиная с 1 января 2014 г. при заключении контрактов на оказание, например, услуг связи, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, также необходимо установить требование об обеспечении исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Новый закон о контрактной системе возлагает на заказчика новую обязанность – проведение экспертиз каждой партии товаров, работ, услуг. Заключения по результатам экспертиз, предоставленных товаров (работ, услуг), являются приложением к отчету о результатах исполнения контракта и размещаются на официальном сайте.
Экспертиза может быть проведена как своими силами заказчика, так и с привлечением экспертных организаций. Привлечение экспертных организаций обязательно, если контракт был заключен с единственным поставщиком (подрядчиком) по согласованию с контролирующим органом.
Также новый закон устанавливает особенности закупок, осуществляемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Отмечено, что при предоставлении средств из бюджета государственным и муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности, такие юридические лица должны руководствоваться законом о контрактной системе.
Переход к контрактной системе потребует большой подготовительной работы.
В первую очередь, заказчикам необходимо создать контрактную службу или назначить контрактных управляющих, которые будут осуществлять закупки, начиная от планирования до исполнения каждого контракта.
Необходимо своевременно внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, в уставы муниципальных образований, т.к. начиная с 1 января 2014 г. такого правового понятия как "размещение заказов" не будет.
План-график закупок на 2014 г. разрабатывается в соответствии с Приказом Минэкономразвития и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н (ч.2 ст.112 Федерального закона № 44-ФЗ). При этом необходимо соблюдать установленные ограничения (не более 5% - на закупки малого объема и не более 10% - на закупки способом запроса котировок);
-пересмотреть проекты государственных контрактов, гражданско-правовых договоров на 2014 г. с учетом требований закона о контрактной системе;
В рамках перехода к контрактной системе, а также со сложностью проведения процедур, рекомендуем провести ряд закупок, запланированных на 2014 г., до конца декабря 2013 г., особенно закупок по:
оказанию услуг связи и закупок других товаров (работ, услуг), которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (т.к. с 01.01.2014 г. г.возникает необходимость размещения извещения на сайте и установление обеспечения исполнения контракта);
оказанию услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (с 01.01.2014 г. возникает необходимость размещения извещения на сайте и право на установление обеспечения исполнения контракта);
энергоснабжению или заключение договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (с 01.01.2014 г. контракт заключается по итогам проведения запроса предложений, т.к. заключение контракта с единственным поставщиком не предусмотрено);
услуг по аренде зданий (с 01.01.2014 г. возникает необходимость проведения конкурентных процедур).
В докладе Елисеевой А.Ю. также обозначены итоги 9 месячной работы в сфере размещения заказов для государственных нужд Чувашской Республики.
Справочно: Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам осуществляет функции государственных заказчиков по размещению заказов начиная с 2010 г. Если в 2010 г. размещение заказов осуществлялось для 45 заказчиков, то в настоящее время Госслужбой торги проводятся для 225 заказчиков.
Так, за 9 месяцев текущего года Госслужбой проведено 2143 торга, что на 33 % выше показателя аналогичного периода прошлого года, по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. рост количества торгов составил 2,2 раза (978 торгов).
Основная часть заказов размещена:
путем проведения электронных торгов - 96% от общего количества торгов;
путем проведения открытых конкурсов размещено 4 % от общего количества торгов.
В рамках совершенствования системы государственных закупок за счет консолидации заказов проведено более 300 совместных торгов на поставку лекарственных средств.
В целом за 9 месяцев текущего года объем размещенного заказа составил 4 996 млн. руб. или 110,7% от аналогичного периода прошлого года.
Основную долю в общем количестве проведенных торгов занимают заказы для:
Минздравсоцразвития Чувашии и подведомственных ему учреждений (79% от общего количества торгов);
Госслужбы занятости Чувашии (5% от общего количества торгов);
Минобразования Чувашии и подведомственных ему учреждений (4% от общего количества торгов);
Минприроды Чувашии (3%).
Достигнута экономия бюджетных средств в объеме 557,4 млн. руб., что в 1,5 раза выше показателя за аналогичный период прошлого года (экономия бюджетных средств за 9 месяцев 2012 г. составляла 381,2 млн.руб.), по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. объем экономии бюджетных средств увеличился в 3 раза (172,5 млн.руб.).
В среднем экономия бюджетных средств по итогам торгов составила 11% от начальной (максимальной) цены контрактов.
Наибольшая экономия бюджетных средств достигнута в ходе размещения заказов для:
Минздравсоцразвития Чувашии – 267,3 млн.руб. или 10,7% от общего объема размещенного заказа по министерству;
Минобразования Чувашии – 93,5 млн.руб. (22,0%);
Минтранс Чувашии – 62,7 млн.руб. (6,6%);
Минприроды Чувашии - 55,7 млн.руб. (16,7%).
Полная открытость процедуры размещения заказов и переход на электронные торги позволили существенно расширить круг участников торгов, количество участников увеличивается с каждым годом.
Так, в текущем году в торгах участвовало 7258 организаций различных форм собственности и предпринимателей.
По сравнению с прошлым годом количество участников торгов увеличилось в 1,5 раза, по сравнению с 2011 г. почти в 3 раза.
Госслужбой также ведется результативная работа по обжалованию решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.
Арбитражным судом Чувашской Республики установлена незаконность 7 принятых Чувашским УФАСом решений.
В целях оказания методической помощи муниципальным заказчикам со всеми органами местного самоуправления заключены Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере размещения заказов.
В рамках Соглашения рассмотрено 40 проектов документаций по проведению подрядных торгов, разработанных муниципальными заказчиками.
Рекомендации по устранению выявленных нарушений доведены до заказчиков