Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Анатолий Голомолзин: как решая текущие проблемы формировать эффективный рынок и совершенствовать тарифную политику

В своем выступлении замруководителя службы подробно остановился на методах тарифного регулирования и перечислил предпосылки дерегулирования отдельных отраслевых товарных рынков.

Электросвязь, считает Анатолий Голомолзин, является примером лучшей практики тарифного регулирования, применения гибких тарифных планов, развития конкуренции в дальней связи, а также наличием предпосылок для дерегулирования фиксированной связи в целом.

Дерегулирование морских портов способствовало росту объемов перевалки, обеспечению конкурентоспособности российских компаний с соседними странами. Дерегулирование аэропортов Московского авиаузла не помешало двузначному ежегодному росту авиаперевозок в последние  несколько лет, отмечает замглавы. Он считает, что возможно в этих сферах предстоит по новому посмотреть, кого относить к естественным монополиям. Это могут быть не операторы морских портов и аэропортов, а владельцы (эксплуатанты) объектов инфраструктуры, соответственно, причальных стенок и взлётно-посадочных полос.

Анатолий Голомолзин также считает, что дерегулирование должно сопровождаться изменениями договорных отношений аэропортов и авиакомпаний, морских портов и пользователей их услуг. Решения по тарифам должны приниматься по итогам переговоров и задолго до предстоящей навигации,  так, чтобы обеспечить возможность смены поставщика дерегулированных услуг. Также важна достоверная информация по ценам на сопряженных рынках. Вновь становятся востребованными наработки ФАС по представительным котировкам цен на билеты на сопоставимых авиамаршрутах.

Дерегулирование на пассажирском железнодорожном транспорте способствовало инвестициям в новый подвижной состав, развитию нового сообщения на базе «Сапсанов», «Ласточек», электропоездов повышенной комфортности. Применение динамического ценообразования способствовало ежегодному 10-11% приросту пассажиропотока последние три года. За десять лет после дерегулирования услуг предоставления вагонов грузовой парк обновился на треть, привлечено инвестиций на сумму более 1 трлн. рублей, было обеспечено развитие железнодорожного машиностроения.

Закрепить достигнутые успехи можно не адресными мерами поддержки отдельных производителей вагонов или ограничениями по срокам их службы, а развитием бизнес-модели, внедрением регулярного грузового сообщения, созданием площадки по организованным торгам на услуги перевозок и предоставления подвижного состава, созданием Совета рынка в сфере железнодорожных перевозок, - считает замруководителя ФАС.

«ФАС многое сделал для того, чтобы разорвать порочный круг наращивания расходов, снижения объемов поставки газа и услуг по его транспортировки и роста тарифов. На оптовом рынке цены меняются по принципу «инфляция минус», а на региональных рынках по итогам пересмотра базы тарифов речь уже идет о снижении тарифов газораспределительных организаций и сбытовых надбавок на 5-10%. При этом формируются объективные биржевые и внебиржевые котировки, а также индикаторы цен на газ на сопоставимых зарубежных рынках. Успех долгосрочной тарифной политики планируется закрепить в рамках регуляторных контрактов, возможность заключения которых обсуждается с рядом регионов (Тюмень, Пермь, Ростов-на-Дону, Крым и Севастополь, и др.),» - рассказал Анатолий Голомолзин.

В электроэнергетике коммерческая инфраструктура (НП «Совет рынка» и его ДЗО: ОАО «АТС», ОАО «ЦФР») создана лишь на конкурентном оптовом рынке. Но она охватывает лишь деятельность трех сотен участников оптового рынка. Тогда как основная часть - 3,4 млн. организаций - потребителей электроэнергии не охвачены конкурентными отношениями. Основная же неэффективность формируется в инвестиционных процессах. Доля затрат на сети в 2 раза превышает аналогичные показатели развитых стран. В балансе сохраняется и оплачивается потребителями свыше 40 000 МВт (на 30-40% выше сверх требуемого резерва) электрической мощности, часть из которой - вынужденная генерация. Стоимость сооружения мощностей электростанций с 1990 года в России выросла в 2 раза и в 2 раза превышает стоимость строительства в развитых странах.

Анатолий Голомолзин критически отнесся к инициативам Минэнерго по механизмам сооружения новых генерирующих мощностей. Глава методсовета ФАС считает, что выбор должен происходить не только между проектами генерации, но также и сетей, и потребителей. Последние уже делают свой выбор в пользу распределенной генерации, которая развивается более быстрыми темпами, чем «большая» энергетика. Именно недостатки существующей модели рынка не позволяют реализовать потенциал эффективности теплофикации.

Рудиментами рынка считает Анатолий Голомолзин деятельность гарантирующих поставщиков (ГП) и вынужденной генерации. ГП выполняют не только и не столько функцию сбыта электроэнергии, сколько функции коммерческой инфраструктуры. В нормальных правилах игры организованных рынков это функция оператора товарных поставок, участвующих в обеспечении учета и балансировки рынка. Часть этих функций могут выполнять сети, часть организации коммерческой инфраструктуры.

«Ранее, по итогам обсуждения на выездном заседании Методсовета ФАС по тарифному регулированию в Нижнем Новгороде было принято решение создать совместный проектный офис для подготовки предложений по развитию конкурентных отношений и совершенствованию инвестиционной деятельности в электроэнергетике и теплоснабжении. На конференции вновь была подтверждена заинтересованность к совместной работе, расширении круга ее участников. Задача состоит в том, чтобы решая текущие проблемы в электроэнергетике формировать будущие эффективный рынок и тарифную политику,» - подвел итог своему выступлению Анатолий Голомолзин.



18 октября 2017
16:45
Поделиться